На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

Будет ли Третья мировая?

 

Мы встретились с одним из основоположников этого научного направления в России, заведующим отделом Института прикладной математики РАН доктором наук Георгием Малинецким.

— В условиях нынешнего обострения международных отношений, конфронтации Америки и России многие задаются вопросом о реальности угрозы Третьей мировой войны…

С чем связан нынешний кризис в мировом сообществе? Страны, занимающие лидирующее положение в техническом и экономическом развитии, начали переход из V уклада в VI.

Существующий сейчас V технологический уклад развивается с 1970-х годов. Ключевые его отрасли: микроэлектроника, компьютеры, малотоннажная химия, телекоммуникации... Характерные для VI уклада отрасли: биотехнологии, нанотехнологии, робототехника, полномасштабные системы виртуальной реальности... Этот набор новых технологий пока еще не готов к вложению в него крупных капиталов «естественным» путем, но у лидеров бизнеса есть соблазн, не откладывая дела в долгий ящик, закачать туда большие деньги и получить соответствующую отдачу. Каким образом? Тут может помочь развитие масштабного военного конфликта. Как только начинается война, возникают нерыночные механизмы развития экономики, поэтому, чтобы раскрутить эти новые технологии, нужна война. То есть, по сути, мы находимся сейчас в той же ситуации, что и мир 100 лет назад, накануне Первой мировой.

— Кто будет главными игроками на современной мировой шахматной доске?

— Расчеты показывают, что наступивший XXI век — это время противостояния крупных цивилизаций — объединений, у которых внутренний рынок насчитывает не менее 400 миллионов человек, а валовой внутренний продукт превышает 20 триллионов долларов. В соответствии с этими критериями пока можно назвать троих кандидатов: 1) США с ее странами-соседями Канадой и Мексикой; 2) европейское сообщество; 3) Китай.

То есть сейчас существует три субъекта мировой политики, между которыми, собственно, все и должно разыгрываться, — мы же говорим о Третьей мировой войне.

В чем сила США? Это огромное милитаризованное государство, которое имеет военные базы по всему миру. Кроме того, это страна, осознающая свою субъектность. Страна, которая занимает доминирующее положение в мировом информационном пространстве: согласно социологическим опросам, 69% граждан мира одобряют действия Белого дома. В чем слабость Америки? Односторонняя, «пустотелая» экономика (Штаты очень мало производят продукции на собственной территории). Страна хочет лишь оплачивать боевые действия, помогать техникой, но не готова воевать. И, наконец, огромный американский эгоизм, который мешает адекватно оценивать ситуацию.

Теперь — по поводу Европы. Здесь все хорошо, кроме одного: у Европы большие проблемы с самоидентификацией. То есть европейцы не мыслят себя как единая цивилизация. Одни страны — так, другие — сяк... Старый Свет на самом деле не осознает своих общих приоритетов, ценностей, ограничений. Кроме того, ЕС слишком расширился, и вследствие его неоднородности могут возникнуть большие проблемы. Например, в Европейский союз введены к настоящему времени очень слабые государства с явно ущербной социальной ситуацией (те же прибалтийские республики узаконили наличие «неграждан»!).

Зато Китай сейчас на взлете. Это очень динамично развивающееся государство. К серьезным китайским «аргументам» следует отнести и огромные золотовалютные запасы страны.

Поднебесная активно наращивает свои экономические и технологические «мускулы», чтобы занять лидирующие позиции в мире. Между тем как США уже не имеют явно выраженного технологического лидерства. Некоторые другие страны (в первую очередь все тот же Китай) догоняют их в сфере высоких технологий — то есть той самой сфере, которая определяет приоритеты грядущего VI уклада и в перспективе будет использоваться для военных нужд. Поэтому американские «ястребы» говорят, что на решение «проблемы Китая» у них есть максимум 5 лет.

— Решение проблемы — это военный конфликт?

— У Америки, чтобы разгрести нависшую над ней массу глобальных проблем, есть лишь два возможных стратегических хода: война и экспорт нестабильности. Смею утверждать: нанося нынешний удар по экономике Украины и России, США на самом деле пытается ударить по Китаю.

— В вашем списке главных действующих лиц современной геополитики нет России...

— Давайте взглянем на экономический потенциал нашей страны. Если в советские времена он составлял 60% от ВВП США, то сейчас — всего лишь 6%. В военном плане (если вынести за скобки ядерные силы) по обычному вооружению, согласно оценкам экспертов Академии военных наук, потенциал России относится к потенциалу блока НАТО как 1:60. То есть Россия, как ни горько это констатировать, сейчас не является уже субъектом мировой политики, а всего лишь ее объект. В этом сложность для нас: страна должна быть готова ко многим сценариям развития событий. В такой ситуации у государства должна быть не стратегия тигра, которого все боятся, а стратегия скунса, с которым лучше не связываться.

Поэтому очень важно, если мы хотим, чтобы Россию в конце концов не растащили на куски, искать друзей и союзников. Тут в первую очередь можно говорить об Индии и Бразилии. Развивающееся сотрудничество с ними в рамках проекта БРИКС — этот реальный шанс, что в мировой шахматной партии начала XXI века появится еще один, четвертый субъект-игрок.

Офисная битва

— После ваших пояснений о смене укладов создается впечатление какого-то автоматического включения войны. А от первых лиц государств, от правительств разве ничего не зависит?

 Когда принимаются столь ответственные решения — о вступлении в войну, лидер государства, конечно, должен предварительно узнать мнение военных. Но, кроме того, ему следует выслушать еще экономистов, социологов: а выдержит ли страна, ее население, такую встряску? Впрочем, нельзя забывать и о современных представлениях о «прогрессивной» войне.

США, нынешний мировой лидер, — это страна, чьи граждане уверены в собственной первоклассности и абсолютной полноценности. Именно такая уверенность позволяет им искренно считать: вот мы сейчас немножко разбомбим это «неправильное» государство и принесем, таким образом, его населению истинную демократию…

 А своих парней, которые при этом погибнут, им разве не жалко?

— У меня была возможность побеседовать с американскими военными. Спрашивал, как им представляется новая война. В ответ услышал следующее: специалист приезжает утром в «военный офис», включает свой компьютер и работает на нем — наводит ударные беспилотники на вражеские объекты, дает команды на запуск ракет, которыми взрывает грузовики и танки противника... Но все эти баталии разворачиваются где-то там, на территории неприятеля, за тысячи километров от самого офисного вояки. По истечении положенных по трудовому законодательству 8 часов боевая вахта кончается, приходит сменщик, который занимается тем же... В общем, все похоже на компьютерную игру-«стрелялку». Вот такая война, удаленная от крови, увечий, людских мучений и смертей.

Есть экономическая логика событий, есть технологическая логика. И в рамках одной, и в рамках другой сейчас действительно мир идет навстречу Третьей мировой. Но есть еще и третья логика. Ведь в прежние годы «холодной войны» как-то удалось договориться, например, о запрете испытаний ядерного оружия в атмосфере, было запрещено на международном уровне химическое оружие...

— Что же остается в сухом остатке по итогам нашего разговора?

— А в сухом остатке — вот что. Действительно, существуют объективные предпосылки того, что человечество будет втянуто в глобальный военный конфликт. Но тем не менее есть возможность этого избежать и пойти «обходным путем» — хотя он и более долгий. Что бы ни творилось в мире, однако ключ к спасению от Третьей мировой — в наших собственных руках. Сейчас важно осознать сложность существующей ситуации и включить человеческий «предохранитель». Мы сами творцы своего счастья. Или несчастья.

Заголовок в газете: Формула Третьей мировой 
Опубликован в газете "Московский комсомолец" №26665 от 5 ноября 2014

Ссылка на первоисточник
наверх