В феврале 2006 года, то есть, после пятнадцати лет идеологической пустоты, народ наконец-то был осчастливлен указанием стратегической цели, куда следует идти: помощник президента РФ Владислав Сурков произнёс программную речь о так называемой «суверенной демократии».
Вот что сказал он в начале выступления:«Именно материальный успех, свобода и справедливость составляют основные ценности, которые мы с вами разделяем».
Ну, что такое «свобода» в демократическом понимании, мы видим ежедневно: это свобода выть, шептать, кричать и дёргаться (подобно психически больным) для эстрадных проституток; это свобода для местечковых юмористов вещать с эстрады бездарные пошлости про то, что находится ниже пояса; это свобода для демократических издателей рассказывать обывателю о трусиках Ксении Собчак и любовницах Димы Билана; это свобода для нашистов и прочих «местных» устраивать митинги и шествия в любой день и в любом месте; это свобода для Сванидзе и Познера извращать Русскую историю и оправдывать подлости правящего режима. Много ещё свобод для разного рода извращенцев, политических проституток и пропагандистов разнообразного мракобесия существует в демократической России.
О справедливости президентскому администратору В.Суркову лучше было бы вообще людям не напоминать, умнее бы выглядел: демократия и справедливость, тем более, в условиях россиянской действительности, вообще две вещи несовместные: сотня-другая крупных воров и несколько сотен тысяч воров помельче просто взяли и украли результаты труда тех, кто в стране всё построил. Труженикам оставили пенсию в три тысячи… Впрочем, не надо иметь семь пядей во лбу, чтобы перечислить и остальные вопиющие несправедливости, которые выпали на долю абсолютного большинства людей в России. На эту тему можно слагать поэмы, писать диссертации, письма в администрацию, юмористические рассказы, исторические исследования - ивсё будет мало, ибо только Богу дано знать - сколько выпало Русскому народу претерпеть от власти бывших большевиков, нынешних демократов… Так что на счёт справедливости господин Сурков погорячился, мягко выражаясь, а «старшие товарищи» проглядели этот явный идеологический «ляп».
А вот о материальном успехе стоит поговорить отдельно. Как видно, господин-товарищ Сурков на первое место среди ценностей, «которые он разделяет», поставил именно «Материальный Успех». Обратите внимание, даже не материальное благополучие, а именно - Успех. Это такое новомодное словечко, прибывшее к нам из цитадели демократии и подразумевающее отнюдь не заработок, ибо «успех» заработать невозможно, его можно достичь махинациями, удачным стечением обстоятельств, продажей, покупкой, спекуляцией и т.д. Да, следует признать, что с этим у самих демократов действительно дела обстоят благополучно, в отличие от остальной части российского общества.
Но дело даже не в этом. Вопрос в том - можно ли в принципе ставить во главу угла сей тезис? Ведь назойливая мечта о Материальном Успехе, как показал незабвенный Александр Сергеевич, заканчивается обычно разбитым корытом, как в чисто материальном смысле, что мы наблюдали на примерах множества МММ, когда люди оставались буквально без крыши над головой, и особенно - в духовном, что мы видим на примере нашей «элиты» - тупой, жадной, чванливой, матерящейся, безудержной в накопительстве, то есть, если называть вещи своими именами, то мы имеем в лице россиянкой «элиты» - типичное быдло, дорвавшееся до кормушки и до сих пор не могущее поверить в то, что всё ими наворованное - принадлежит действительно им… И очень им хочется срочно стать столбовыми дворянами, царями и морскими владычицами одновременно, ведь надо брать от жизни всё и сразу. Сколько на этом пути окажется трупов, сколько искалеченных судеб? Кто задумается над этим, когда впереди маячит вилла в Майами, кресло в Совете Федерации и главное - Материальный Успех - ведь даже Партия теперь признала Материальный Успех как одну из главных целей, сама Партия призвала своих членов обогащаться…
Но что бы сейчас делали эти обогащающиеся партийные боссы, если главным в жизни для Русского человека был бы изначально определён Материальный Успех? Для Димитрия Пожарского, для Патриарха Гермогена, для Ивана Сусанина, для Феодора Ушакова, для Иоанна Кронштадтского, для Александра Матросова? Ответ прост: этих боссов не существовало бы вовсе. И если этому факту можно было бы только порадоваться, то мы должны отдавать себе отчёт в том, что не существовало бы не только современных боссов демократии, но и нас с вами, дорогой читатель, и самой России… Россия прекратила бы своё существование как раз на том поколении, которому было бы предложено стремиться к Материальному Успеху. Не к Православной Вере, не к Любви к Отечеству и своим братьям, не к Труду на пользу Родине, а к Материальному Успеху.
Не может жить полноценной жизнью то государство, которое поставило во главу угла идею обогащаться. И если коварный ленинский лозунг «грабь награбленное» имел под собой пусть ложный, но всё-таки посыл к некоей справедливости, то нынешний лозунг богатых: «Грабь народ!» - это вообще верх безнравственности. А государство, которое во главу угла поставило изначально безнравственную цель, нежизнеспособно - Господь не будет помогать этому государству.
«Бери от жизни всё» - вот главный принцип современной жизни. А кто не взял - тот жалкий неудачник, таких не берут в космонавты (туристом), на светский раут и в руководство «Единой России». Таких нужно только презирать. Человек с шестой моделью «Жигулей» уже давно перестал быть Человеком, никакой «фэйс-контроль» он пройти не сможет. Если ты какой-то поганенький инженеришко или, даже стыдно сказать, учитель, то ты сразу попадаешь в разряд людишек, недостойных внимания. О тебе вспомнят раз в четыре года - перед выборами, ведь лохи - все эти рабочие, крестьяне, милиционеры, врачи, доценты с кандидатами и прочая мелочь, не сумевшая добиться Материального Успеха, должна сделать правильный выбор хотя бы раз в четыре года и вновь выбрать нас - владельцев заводов, газет, пароходов…
Да, Материальный Успех - это не только деньги, это ещё и удовольствие мчаться с мигалками в замок на Рублёвке, изредка поглядывая на избирателей, толпящихся у автобусных остановок. А как приятно богатенькому разжиревшему коротышке привести с собой на тусовку (светский раут) длинноногую красотку под два метра? Раньше такое сочетание использовалось в кинокомедиях, а теперь превратилось в престижное приобретение - как для одной, так и для другого. А здоровенные охранники вокруг? А забор, который больше похож на Кремлёвскую Стену? А пройтись по думе или дому правительства перед телекамерами? А собрать у себя в замке таких же, как ты, крутых депутатов-министров-бизнесменов - особенно, после приобретения «Бентли» за 400 тысяч и настоящей южноамериканской пумы за такую же цену? А как они обзавидуются новому бассейну, который вот-вот построит известная итальянская фирма!... Но даже он - этот богатый, чванливый, с совестью, которая давно впала в летаргический сон, депутат-министр-бизнесмен нет-нет да и задумается: а зачем он живёт? Ради этого замка, ради бассейна, ради того, чтобы всюду таскать с собой эту тощую говорящую «барби» с идиотской улыбкой? И вместо светского раута вдруг явственно увидит он совсем другую жизнь: как ездил он от института на месяц собирать картошку в Подмосковное Заворово, как таскал тяжёлые мешки, но это было здорово и радостно, а потом наступали весёлые вечера с политическими спорами, гитарами, особенно вспомнилось как пели диссидента Галича «А за городом - заборы, за заборами - вожди»… Да, не видел он настоящих-то заборов, этот Галич! Те заборы--то по сравнению с нашими...А потом наступало самое волнующее и прекрасное: волшебные ночи возле тихой деревенской речки с Наташкой с первого курса… И - трудно поверить сейчас в это - всё было благородно и целомудренно, но насколько сильно было его чувство к этой чистой наивной девочке! Это же даже близко не сравнить с тем, что он испытывает к длинноногому и такому доступному гарему, вместе взятому… А воскресный матч с историками, когда судьба его зависела от тебя, а ты поймал не только мёртвый мяч на последней минуте, принеся географам победу, но и восхищённый взгляд Наташки, сидевшей с остальными болельщиками на самодельной трибуне… Да, тогда его любили не за деньги, уважали не за членство в Совете Федерации, и сам он был счастлив - без денег, без славы…И такая тоска возьмёт, что хоть волком вой, и глаза бы не смотрели на разодетых гостей с лицемерными или завистливыми рожами… Но захочет он сейчас вернуться туда, в ту настоящую жизнь? Даже если и захочет, то не пустят туда бассейн, «Бентли» и Рублёвка! Затягивают они как зловонное болото… Остаётся только горькая услада воспоминаний, как говорил Альфред Мюссе... И вновь интриги, выборы, афёры ... словом, существование, ставшее таким привычным.
…В августе 2007 года в подмосковном Дмитрове состоялся трёхдневный слёт путинского комсомола - «Молодой Гвардии». Разумеется, всё на соответствующем уровне: пансионат, все удобства, опытные лекторы, запрещённое спиртное по вечерам… Но даже эта молодёжь - Смена Партии - на семинаре одной из главных проблем современной Москвы посчитала… ни за что не догадаетесь! Малое количество улыбок в Москве! «Люди перестали улыбаться»! - вот что взволновало даже путинских комсомольцев. Были, правда, предложения выпустить брошюру о том, как надо улыбаться, и раздать её прохожим. Но всё же комсомольцы решили, что проблему этим не решишь, и что для исправления ситуации требуется нечто куда более серьёзное, чем идиотский совет «просто улыбнуться»…
Нам же остаётся лишь констатировать, что молодогвардейцы оказались правы: действительно, люди сейчас несчастливы. Если и смеются, то, как правило, «ржут» или «оттягиваются». И как давно не видно настоящей радости на глазах! Разве что Православные на Пасху радуются искренне. А так - или резиновая улыбка продавцов «Макдональдса» или «ржание». А чаще - хмурое выражение лица. Ходят понурые, озабоченные, раздражительные. На праздниках кто победнее, тот напивается, кто богаче, не знает чем себя занять, какую ещё дурь выдумать или заказать, чтобы с тоски не сдохнуть и другим доказать, что они - во всём «крутые». И до чего только фантазия не доводит: тут тебе и шоу трансвеститов; и фейерверки в ночной Москве (пусть просыпаются эти людишки, пусть смотрят как мы гуляем!); и полуголые негры, обмахивающие опахалами «массу Вована»; и соревнование: кто больше выльет шампанского по 300 долларов за бутылку на стоящих кверху ногами проституток; тут тебе и конкурс: кто больше заплатит за право облизать голую девку в шоколадном креме, но что будешь делать, всё равно радости нет! Пьяное ржание есть, а счастья - нет!
Про молодых и говорить нечего: их острый язык-сленг быстро определил современную молодёжную «радость»: «тусовка, колбаситься, плющиться, тащиться». Современный язык как ничто соответствует современному мироощущению…
А ведь ещё недавно люди, которые ходили на праздничные демонстрации, искренне радовались, что бы сейчас ни говорили демократы об этом... Даже мы - тогдашние юные и циничные диссиденты, - и то загорались общим весельем, глядя на то, что народ радуется жизни. А люди радовались, не обращаявнимание на портреты и нелепые лозунги - потому что играла гармошка, пелись задорные песни; радовались тому, что дома всё в порядке, что не надо искать работу и собирать деньги на кредит; оплачивать лечение больной матери и учёбу сына, а можно жить себе в радость: любить жену, покупать детишкам шарики, вечером играть в шахматы с соседом. Радовались тому, что рядом с тобой идёт весь класс или весь цех, радовались, что вчера наши обыграли чехов в хоккей, и тому, что на плечах у отца сидит счастливый малыш и забавно машет флажком. Радовались тому, что у нас сильная страна, сильная армия, и никто на нас не нападёт, пусть только сунутся!
Вот этого ощущения СЧАСТЬЯ сейчас нет, как нет и СМЫСЛА в нашей жизни. Вообще никакого смысла, вот в чем ужас! Русский человек так устроен, что ему нужен смысл существования, и пусть над коммунизмом все посмеивались, но всё же у страны была грандиозная цель. Пусть неверная, но для многих благородная, ведь искренне хотели построить счастье для всех… И, работая на БАМе, я, юный антисоветчик, всё равно знал, что мой труд вливается в труд моей республики, что этот труд нужен стране. Грандиозная стройка захватывала, делала жизнь полной, а тебя - нужным людям. А сейчас труд рабочего вливается не в труд республики, а в кошелёк абрамовича-фридмана, и никакого стимула - кроме денежного - нет в принципе. А тот, кто работает на фабрике «Дирол», - что он чувствует? Он просто получает деньги, и более - ничего. С точки зрения Суркова этого - вполне хватает для счастья, ведь человек нашёл работу и может худо-бедно прокормить семью. И пусть это мизерный Материальный Успех, но всё же товарищ на верном пути… Но кому-то, возможно, даже стыдно за то, что он поставляет людям - как коровам - жвачку. Представьте себе, человек работает на жвачном предприятии... Ради этого он живёт на свете? Чтобы жевать и другим давать жвачку?! И пусть не все работники задумываются над этим, но всё же подспудно чувствуют, что это - стыдно, мало, пошло, недостаточно для чего-то настоящего...
Одно дело, когда твой отец плавит сталь, которая реально нужна стране, а мама - учит детей литературе... А когда папа просто «делает деньги», а мама - работает на жвачной фабрике, то ради чего жить? Цель - заработать деньги? Не помереть с голоду? И всё? Чем в таком случае мы отличаемся от хомяка, который живёт для того, чтобы принести в нору побольше зёрен?
Хорошо, когда человек Православный, он понимает - зачем живёт, но и ему тоже мало иметь Духовную цель, ему тоже хочется быть полезным государству, он тоже хочет, чтобы его труд вливался в труд его республики, ему тоже приятно смотреть на результаты своего земного труда. Конечно, и Православный хочет заработать больше. Но это - не самоцель, это не главное в его жизни. Да и деньги ему нужны не на роскошь, а на то, чтобы семью одевать-кормить, помочь старшей дочке с квартирой, людям бедным подсобить, храм отремонтировать, словом, на дела вполне житейские и добрые… Однзначно, что яхту за 500 миллионов долларов он покупать не станет, ибо знает, что на эти деньги можно накормить половину нищей страны.
А у неверующего человека - какая цель? Её нет. Вот Сурков горячо рекомендует жить ради Материального Успеха, но ведь вставить жизнь человека в эти рамки - это значит вынести смертный приговор народу и стране. Не ради творчества, не ради любви, не ради радостного труда, не ради семьи должен жить человек, а ради Материального Успеха... Вот и тошно людям от всей этой дикой бессмыслицы, от этого напиваются одни, а другие ищут ухода от реальности, ищут - где бы «оторваться по полной», забыться, притушить совесть, заставить разум деградировать…
Давайте у себя спросим, а потом ответим сами себе честно: кто счастливее - тот, кто когда-то уехал на комсомольскую стройку поднимать с нуля завод, жил в палатках и общежитиях, женился, получил комнату, видел, как на его глазах росли и строились завод и город - или те, кто сейчас сидит в офисе перед компьютером, получает 500 долларов и ездит на неделю в Турцию? Ответ-то очевиден, счастливее были те, над кем принято сейчас цинично ржать. Потому что у них была Жизнь, а не прозябание, у них был СМЫСЛ, а у нас его нет. У них были друзья, а не партнёры, которые, к тому же, в любой момент могут тебя «кинуть». У них была Любовь, а не случка, у них была Страна, а у нас - трагическая на страну пародия.
Раньше Штукатур и Каменщик, строившие дома в Москве, знали, что в них будут жить простые Русские люди, для которых было счастьем получить квартиру. Строители не за одну зарплату работали, но и за то, чтобы детям при случае показать этот дом:
И как сыну не уважать такого отца?
А ради чего сейчас строят дома? Правильно, чтобы получить деньги. И непростые люди, скажем честно, купят квартиры в этом доме, а лишь те, кто вовремя откликнулся на призыв Партии обогащаться. А жулики крупные эти квартиры продадут за сумасшедшие деньги, и какая-нибудь «жена Лужкова» получит очередной миллион-миллиард... Да и строителями у нас уже не дядя Ваня с дядей Васей, а Ахмет с Мыколой, и делают они свою работу хуже, чем делали это при плановом хозяйстве: не умеют они хорошо работать, не хотят хорошо работать, да и стараться ни к чему. Впрочем, и не требуются тут никакие старания - главное, навести туфту и быстрее продать, а там хоть трава не расти.
Когда мы строили очередную ГЭС в Заполярной Сибири, мы знали что это необходимо стране, что электроэнергии станет больше, и она будет дешевле. Ради чего сейчас строят электростанции (если строят)? Ради того, чтобы страна получила энергию? Как бы не так. Чтобы Чубайс с американскими инвесторами её подороже продали. Нам подороже продали - народу. И предприятиям, которые и без того еле дышат. И какой смысл в том, что человек строит эту электростанцию? Правильно, смысл только один - получить за свою работу деньги. Всё, вот он - смысл нашей сегодняшней жизни. Деньги получил, и всё, можно радоваться, тем паче, что Партия сама сказала: обогащайтесь. Но нет радости! Не улыбаются люди, что заметили даже путинские молодогвардейцы…
… Казалось бы, ну какое настроение может быть у младшего научного сотрудника, доктора наук или простого шалопая-лаборанта, провалившего экзамены в институт, когда их вместо родной лаборатории направляют на овощную базу? В грязь, сырость, к неграмотным тёткам перебирать гнилой картофель с морковкой? Ясно, не из приятных. И каждый в меру своих возможностей и хитрости старался увильнуть от такого «счастья», но вот парадокс: когда они вместе всё же оказывались на базе, когда втягивались уже в работу, когда начинались сами собой интересные разговоры, то гнилушки быстрее летели в помойку, добрая картошка - в гурт, а слова Высоцкого сами собой приходили на память, и вот уже весело пели учёные сами про себя: «Небось картошку все мы уважаем»… Вот тогда и приходили им в голову простые мысли: ну, помочь-то, действительно, надо, для себя работаем, для своего города, для своих детей, в конце концов. И тётки местные оказывались вполне симпатичными и добрыми, разрешили с собой по авоське прихватить всяческих овощей-фруктов. И никто: ни строгий доцент, ни молодая аспирантка, ни шалопай-лаборант не чувствовали себя ущемлёнными, напротив! Расходились обычно в прекрасном расположении духа, когда одновременно удалось сделать что-то реально полезное, а заодно - поговорить вне рабочей обстановки с коллегами, которых не так хорошо, оказывается, и знали. Ну, действительно, когда ещё вырвешься из бесконечной житейской суеты, когда поговоришь с коллегами о политике, о футболе, о новом романе в «Нашем Современнике»?
Трудно сказать - почему людям нравился такой труд - то ли натура у нашего народа такая - любит он вместе работать - общиной, - то ли ещё по какой причине, но одно могу сказать: если приживётся у нас стремление к Материальному Успеху как к основной ценности, погибнет народ.
Так что же предлагает автор? Вернуть Советскую власть? Нет, автор этого не предлагает, хотя и стоило бы из той, советской жизни, многое доброе взять. Я предлагаю людям, у которых остались Совесть и желание трудиться не только для Материального Успеха, простой выход: помогать другим по мере сил и возможностей. Ведь если и был богатым Русский человек, то открывал школы, больницы, строил мосты, помогал бедным и - главное - Церкви строил…
Удивителен Русский человек! Сколько раз замечал одно и тоже, сколько раз поражался: вот собираемся мы ехать в монастырь помогать монахам в их тяжком труде, добираемся часа за три, тратим деньги на бензин, потом часами сидим за переборкой картошки (вспоминается советская овощная база!), потом вместе трапезничаем, потом рубим дрова, моем пол в храме и, усталые, собираемся обратно. И всякий раз наблюдаю одну и ту же картину, слышу одни и те же слова на обратном пути: «Как здорово здесь!» «Обязательно надо ещё приехать помочь!» И это так нелогично с точки зрения «бери от жизни всё!», что просто поражаешься: ведь вместо того, чтобы возлечь перед телевизором после рабочей недели, надо рано встать, потом трястись в «Газели», сидеть в подвале, перебирая мёрзлые овощи, таскать дрова, чистить снег, то есть, выполнять самую грязную работу - не в наказание, не за деньги (наоборот, кто сколько может ещё и монастырю пожертвуют), а просто от души, и быть истинно счастливым! Без главной цели, намеченной Партией - без погони за Материальным Успехом.
Только вот, способны ли Вы, господин-товарищ Сурков, понять такие простые истины?
А.Р.Штильмарк
Свежие комментарии